Введение На Мадрас ! В Мадрасе Тарамани На Канпур ! Канпур
В Канпуре Комары Библиотеки Жизнь Треп Домой !

Дорога в Мадрас

Делать было нечего, я сел в свой родной поезд 39 "Уфа–Москва", и приключения начались с первых минут моего путешествия. Многим из нас приходилось путешествовать по необъятным просторам нашей Отчизны поездом. Видимо, по каким-то неведомым нам внутренним железнодорожным правилам обслуживания пассажиров установлено раз и навсегда, что температура в вагоне не должна быть ниже определенного уровня. Разные проводники по-разному воспринимают это "ценное указание", поэтому я всегда со страхом сажусь в вагон. На этот раз мне не повезло: попался проводник, который жил по принципу "жар костей не ломит", в результате чего я приехал в Москву распаренный и невыспавшийся. К счастью, в гостинице не только работал душ, но в нем даже и вода горячая была, так что одна проблема была решена. Однако со второй были проблемы: после ночи в поезде предстояла вторая ночь в самолете.

Вечером 11 ноября 1997 г. в 23-30 мск вылетел рейсом Аэрофлота в г. Дели. Коляска в аэропорту Шереметьево - платная, к тому же дорого. Это – уникальная особенность нашего Шереметьева. После я нигде не встречал такого "сервиса".

Интересна реакция российского таможенника на меня: сначала взгляд на визу, потом на декларированные мной жалкие 200 долларов, потом на меня:

- Вы что, инженер?
- Нет, научный сотрудник... - Проводить совместные исследования.
- Вы все свои деньги внесли в декларацию?
- Да, все.
Таможенник сначала смотрел на меня с непониманием, а потом вдруг - поверил, что все это чистая правда, - это было видно по его лицу. И тогда он - просто в отчаянии - махнул на меня рукой, - ну, что с него взять, - не челнок, не мафиози, просто научный сотрудник, - езжай, милый, с Богом!

Первые впечатления в Индии. Меня встретили в аэропорту сотрудники DST (Department of Science and Technology). Аэропорт им. Индиры Ганди в Дели - коляски в огромном количестве и бесплатно вплоть до выхода в город и до такси. В туалетах нет бумаги, - в отличие от Японии, но зато есть кумганы - сосуды для воды. В день моего приезда курс рупии был 36 рупий за доллар, что соответствует 6 рупий - 1 тысяча рублей. Чашка чая в аэропорту - 3 рупии. В то время я еще не знал, что в Индии действует односторонний курс обмена: $ - в рупии пожалуйста, а вот обратно, - проблема. В принципе возможно, но на практике довольно сложно. Движение левостороннее, руль правый, большинство легковых машин - индийского производства, в основном, Амбассадор и Маручи. В первый день меня привезли в дом приезжих DST, хотя более разумно назвать его дом проезжих. Меня немного удивило, что никаких особых комментариев не было: сказали, что на следующий день меня отправят в Мадрас.

В доме проезжих я по своей природной несообразительности довольно долго вычислял, как нужно пользоваться водонагревательной колонкой. В Японии думать не надо было, - настолько все просто что даже японский язык с его иероглифами не был помехой. А здесь пришлось задуматься. В силу дурных особенностей своей натуры пойти кого-то искать , чтобы спросить, как пользоваться этой штуковиной, я не стал. В то же время купаться хотелось довольно сильно. На стене в туалетно-ванной комнате висела железная бочка, на которой была пара кнопок. Довольно просто было вычислить, что одна из них означает "Вкл.", а другая "Выкл.". Немного сложнее было догадаться, что, помимо этих кнопок, необходимо еще подключить розетку, а в Индии все розетки снабжены выключателями. Но тогда я этого еще не знал. Поскольку вода текла холодная и красный глаз на бочке не зажигался, выключатель на розетке я все же обнаружил. Красный глаз загорелся, однако вода все равно была холодная. Когда мне надоело заниматься рассуждениями (после двух подряд ночей), я решил вспомнить студенческую молодость, октябрьские обливания холодной водой в колхозе, набрал в грудь побольше воздуха и шагнул "под танки". После этого – сразу спать. На следующий день, выспавшись, сообразил, что бочка полна холодной воды и нужно просто подождать, пока она нагреется. Но это уже было потом.

Выспавшись, пошел побродил по ближайшим окрестностям, однако ничего интересного не нашел, хотя, в отличие от Японии, все аборигены смотрели на меня с нескрываемым любопытством. Теперь то я понимаю, что выглядел довольно странно, поскольку обычно жители дома проезжих пешком не ходят. Далеко уходить было страшновато, Дели – город большой, можно и заблудиться. В Индии очень безопасно, - об этом мне сказали в первый же день, и позже я в этом убедился и сам.

На следующий день в условленное время ко мне никто не приехал. Естественно, я запаниковал, стал звонить в DST, на том конце провода долго советовались, но в конце концов все успокоилось. Приехал ко мне их представитель, я подарил ему бутылку водки, оказывается, эта наша национальная валюта в цене и в Индии. Представитель клялся мне в любви и дружбе, однако отвез в местный аэропорт г. Дели и бросил меня там на пороге. Честно говоря, наши в Москве тоже с их представителями не особенно-то церемонятся, так что я не в обиде. Хорошо еще, что он вручил мне деньги и авиабилеты Дели-Мадрас и Мадрас-Дели. Те деньги, что я разменял в аэропорту, уже кончились, - проел в доме проезжих. Отдельная песня, – как я искал в аэропорту рейс на Мадрас. Обошел его несколько раз по кругу. Нет Мадраса. Есть какие-то непонятные Mumbai и Chennai, более понятные Calcutta, Bangalore и т.п. Мадраса нет. Бомбея, кстати, тоже. Делать нечего, - пошел в справочное бюро "сдаваться". Кстати, оно представляет собой отдельный столик, на котором установлена табличка: "Can I help you?" Меня выслушали, затем любезно показали на стойку, на которой было написано Chennai. Туда уже выстроилась очередь на регистрацию. Я пристроился в хвосте. К счастью, прямо предо мной была белая женщина из ЮНИСЕФ, я спросил у нее: Вы в Мадрас летите? Получив утвердительный ответ, немного успокоился. Много позже - уже в Мадрасе - я узнал, что Chennai – синоним названия города Мадрас. Что интересно, вместо электронного табло информация об отлетах – прилетах пишется мелом на обыкновенной классной доске. Доска стоит прямо у входа, так чтобы ее могли читать и те, у кого нет билета (вход в здание аэровокзала только по билетам). Это была, по-видимому, одна из моих первых встреч с одним из основных принципов Индии: "дешево и сердито". Впоследствии я много раз встречался с ним в жизни.

В аэропорту: много полиции; просвечивание на рентгене - не во время регистрации, а перед ней - в любое удобное время можете "просветиться". Единственное "Но" - после этого нельзя выйти в город. Полы моют исключительно мужчины, - молча, тихо, никому не мешая и никого не трогая. Надпись у туалета меня повергла в тихий шок: "For passengers only" (Только для пассажиров). Я просто дар речи потерял, а что это означает? Натура у меня дурная, пока сам не разберусь, спрашивать не люблю. Не знаю сколько времени я "вычислял", что же они этим хотели сказать. Довольно долго сидел, наблюдая за другими. Все таки "дошел" сам: оказывается, имеется в виду, - в туалет ходить без колясок, - оставлять их нужно при входе. Колясок и здесь, как и в международном аэропорту им. Индиры Ганди, очень много и все бесплатно; специальные служители носятся за ними по всему аэропорту как угорелые, составляют в "поезда" длиной метров 20-25 и затем с кряхтением толкают их к выходу- к стоянкам такси и остановкам автобусов.

Еще одно яркое впечатление: оказывается, помимо тех двух разновидностей английского языка, которые я знал до сих пор (континентальный и американский) есть еще индийский английский. Этот язык - просто уникален. Понимать его чрезвычайно трудно, даже объявления в аэропорту - трудно-понимаемы. Примеры: first - фаст; forty - Пати; six - секс, ну, и конечно, классические "три тети" (three thirty).

После регистрации - контроль. Отличия: никаких документов не требуют, однако ощупали меня с головы до ног весьма основательно. В накопителе - несколько выходов, нужно еще найти свой самолет, чтобы не оказаться в какой-нибудь тьму-таракани. В накопителе стоят ящики для пожертвований - для пожилых людей, раковых больных, и др. Стоит ящик для предложений - кому что не понравилось или он имеет что сказать -может написать и выговориться. Одежда, - у женщин - либо сари, либо платье со штанами. В Индии я в принципе ни разу не видел на улице женщин с голыми ногами, - не то, что мини, - просто в принципе все всегда ходят укрытые с головы до пят, - очень это напоминает женщин - мусульманок, хотя основная вера здесь не ислам. В Мадрасе я пытался разобраться с индийскими богами, но мало в этом преуспел, - слишком все сложно, и богов много, и женаты они все, да еще и реинкарнации сплошные. Назову главных богов в Мадрасе: Рама, Кришна, Шива, Будда. Иерархию их не понял, насколько мне объяснили, все зависит от конкретной народности.

Рейс мой задержали и довольно прилично, - часов пять я просидел в этом накопителе. Пару раз сходил попил кофе за 20 рупий, – по индийским меркам это жутко дорого, но тогда я этого еще не знал, а пить хотелось. Где-то через 4 часа ожидания по динамику объявили: в связи с задержкой моего рейса всем его пассажирам – кофе за счет авиакомпании. Вот был ажиотаж ! Целая демонстрация !

Нашел переговорный пункт, не удержался и позвонил домой, поздравил моих котят (или кутят) с праздником - 13 ноября у них обоих день рождения.

В аэропорту г. Мадрас меня никто не встретил. Ночь, примерно 2 или 3 часа. Никого нет. Таксисты обступили толпой: поехали ! Я им ответил искренне, - сам не знаю куда. Что делать, - пошел обратно в зал ожидания размышлять о превратностях судьбы. Посидел, подумал. Потом достал все свои бумаги и нашел среди них название того места, куда надо ехать, - это Тарамани хаус. Пошел, заказал такси. Довольно долго выяснял, точно ли меня отвезут туда, куда мне нужно. Сейчас-то я уже знаю, что если вы заказываете т.н. Prepaid Taxi, - это государственное такси, - то можете ни о чем не беспокоиться, - довезут с гарантией. Но тогда ночью, в незнакомом городе, ехать на такси в капиталистические джунгли было все таки страшновато. Кстати, меня действительно отвезли в самые настоящие джунгли, в которых и был построен Индийский технологический институт г. Мадрас. Сейчас я это знаю, а тогда было не по себе, когда водитель завез меня в эти дебри, по обочинам дороги – темный непроглядный лес, антилопы вокруг бегают, короче, экзотика.

Несмотря на эти частности, таксист не только довез меня до смой двери, но еще и прошел вовнутрь, вместе со мной разбудил служителя, довольно долго мы копались в журнале, еле нашли мою фамилию, мне выдали ключи и отвели в номер. Правда, потом ко мне прибежали взволнованные охранники, долго что-то говорили на своем индийском английском. Единственное ,что я понял из их разговора, – я должен заплатить 20 рупий. Отдал я им эти деньги и лег спать. Теперь я знаю, что они были правы, – таковы законы Индии: если вы заказываете такси ночью, то водителю полагается 10% чаевых от суммы заказа. Это правило я просто не знал, а меня не предупредили. Хорошо, что охранники мне подсказали.

Аппартаменты в Тарамани-хаус: очень неплохо: две комнаты, одна примерно 4х3 м., другая - 3х3. Кондиционер. Свой душ и туалет. Первая ночь в Тарамани - тихий ужас. Жара, кондиционер ревет, провода плохо контачат, изоляция горит - вонь, а еще недосып, долгая дорога (с Уфы до Мадраса я ехал неделю), в поезде Уфа-Москва- жара невыносимая; в Москве - беготня и нервотрепка с визой и пр., в самолете до Дели - ночь; В аэропорту Дели - задержка, - короче, приключений хватило. Но доехал - живой и невредимый, и это было главным достижением этой недели.

В целом мне очень понравилось в Тарамани, хотя не было ни радио, ни телевизора, - даже общественного. Позже я узнал, что в Индии это - роскошь для гостиницы. В Мадрасе я жил без телевизора. А вот радио купил - 350 рупий - 10 диапазонов. Хорошее, удобное, индийского производства - дешево и надежно. Мне очень нравится.

В день моего приезда в Мадрас погиб министр обороны Индии.



Hosted by uCoz