Назад     Оглавление     Вперед

РЕФОРМЫ - ПРИСКАЗКА, СКАЗКА ВПЕРЕДИ...

Все грибы съедобны, но некоторые только один раз "Определитель грибов мира"

           Так что не следует считать, что реформаторы достойны наказания
      за внедрение рыночных  отношений.  К этому они совершенно непричас-
      тны, никаких "рыночных реформ" они и не собирались производить. Ес-
      ли бы настоящие рыночные реформы  с  самого  начала проводились под
      руководством профессионалов, то, вполне возможно, ситуация к насто-
      ящему времени была бы получше.  Ведь  очевидно,  что  правительство
      Примакова, Маслюкова и Геращенко решало многие проблемы, находясь в
      достаточно трудной ситуации. Коренная проблема рыночных отношений в
      нашей стране - фон, на котором и разворачиваются все прочие события
      - это инвестиционная невыгодность наших предприятий  по сравнению с
      остальным миром. Эту проблему без отгораживания от "мирового рынка"
      не решить. Если посмотреть внимательно на шаги правительства Прима-
      кова, то  хорошо видно, что  многие его шаги были направлены именно
      на затруднение вывоза валюты и иных форм капитала за границу.
           Так вот  вопрос - что,  Примаков не рыночник? Рыночник, но ум-
      ный. Он  не отменял  рынок, а всего лишь разделял  мух и котлеты. В
      той или иной  мере он возвращал украденное у государства имущество,
      прекращал грабеж государства  банками  и осложнял их возможности по
      переправке капиталов за рубеж. И,  по  утверждению  С.Ю.  Глазьева,
      сократил темп вывоза  в три раза. Это ослабление российского рынка?
      Это усиление рыночной  экономики. Вот поэтому в 1991 году премьером
      стал Гайдар, а не Примаков.
           Вина реформаторов не в том,  что  они ввели в России рынок,  и
      беды России не от рынка, как такового. Все вышесказанное подводит к
      совершенно определенному  выводу: группа реформаторов ничего не со-
      биралась делать, чтобы построить в России экономику западного типа.
      Либо они  вообще ничего не понимали,  как Боровой, либо  в какой-то
      степени понимали и просто играли свою роль. Но кто же ими руководил
      и какую цель преследовал?
           Высказывается версия, что реальными  действующими  лицами были
      те люди,  которых мы позднее узнали как олигархов.  Но они мало что
      от этого получили - ведь они еще не старые люди, им бы жить да жить
      - а  ситуация в России  дает им  в лучшем случае  несколько лет.  И
      главное - когда для них создавалась питательная среда,  о них никто
      не знал, они были никем. Они  никак не могли влиять на принятие ре-
      шений.
           Если американцы  - то чего  хотели они? Почему они не захотели
      поспособствовать превращению России в миролюбивое рыночное государ-
      ство, союзное США? Ведь был период, когда у американцев были в Рос-
      сии очень выигрышные позиции, все от них были без ума. Кто помешал?
           Если у реформаторов были умные западные советники, озабоченные
      сравнительно легким  врастанием России в мировую экономическую сис-
      тему, то неужели кто-то из них мог посоветовать  такие шаги? Совер-
      шенно очевидно, что нет. Но умные советники вообще были - известно,
      что для победы на выборах они, как и избирательные технологии, щед-
      ро предоставлялись демократам Западом.
           Более того,  нам  предоставлялись "связанные" кредиты, то есть
      часть средств из  них полагалось использовать именно на оплату кон-
      сультантов. Гонорары  выплачивались,  советники  работали во многих
      министерствах и в аппарате Президента. До сих пор реформаторы поль-
      зуются мощной финансовой поддержкой, прямой или завуалированной под
      разные премии и  стипендии. Неужели нельзя было оплатить услуги по-
      нимающих экономистов? Ведь  в случае удачи  приз был бы  огромен  -
      мирное объединение почти всего мира в единый рынок  и конец идеоло-
      гии коммунизма. У оппозиции не  осталось  бы ни единого шанса -  ну
      кто был  бы недоволен,  если бы уровень жизни был  как на Западе? В
      этом случае и российские коммунисты перешли  бы  на  положение  ка-
      кой-нибудь Компартии США, о существовании которой никто и не знает.
      Почему же Запад этим шансом не воспользовался?
           Хорошо  известно,  и не раз писалось во многих  воспоминаниях,
      что и  Гайдар попал на  пост премьера по прямому указанию американ-
      цев. Ну неужели кто-нибудь из наших  реформаторов  не  выполнил  бы
      "совет" Запада? Да если  бы им такое во сне приснилось, они  тут же
      бы со страху и померли.
           Но и пресловутый  Джеффри Сакс не одобрил разрушение бюджета и
      тот порядок приватизации, который был принят в нашей стране. Забав-
      но, но известный советолог Стивен Коэн весной 1999 года жаловался в
      интервью, что  русские  связывают  замысел "реформ" с американцами.
      Дескать, быть такого не могло!
           Так почему же американцы не взяли руководство на себя?
           Да причина лежит на поверхности! Американцы заранее знали, что
      после подключения к  мировому рынку экономика России не будет рабо-
      тоспособна! А раз так, ^то не стоило и стараться. Надо было сделать
      то, что можно и  нужно  (американцам). А реформаторов жалко, конеч-
      но... но это жертва на  алтарь  правого  дела глобальной экономики.
      Вместо  государства-союзника  американцы получили...  полное отсут-
      ствие российского государства.
           Но самое главное  - не личные качества реформаторов, не "допу-
      щенные ошибки".  Общий неблагоприятный фон экономической ситуации в
      стране обусловлен  включением в мировую экономическую систему, ори-
      ентированную на  прибыль  и  не  признающую государственных границ.
      Именно это и надо менять.
           Поэтому,  господа-товарищи российские  капиталисты!  Если  ваш
      бизнес - здесь, если вы хотите жить при строе, где у вас, ваших де-
      тей и  вашего бизнеса будет будущее  - отвернитесь с  презрением от
      той шайки-лейки, которая занимается вывозом из страны сырья и стра-
      тегических запасов. Их  халява скоро кончится, а на их наворованные
      капиталы найдется много претендентов за рубежом, и российское госу-
      дарство не будет им защитником.
           Я лично не вижу сейчас других классов в  нашем обществе, кроме
      тех, кто каким-то  образом прикоснулся к рыночной экономике. Так уж
      сложились обстоятельства. Из  этих  классов и могут появиться люди,
      которые создадут новое государство на нашей территории.
           Это государство  будет особого типа  - на Земле таких не может
      быть много. Из функций, обычно присущих  государству (оборона, суд,
      социальная защита),  главной будет необычная функция: защита эконо-
      мических субъектов  (фирм,  предприятий)  от соревнования с внешним
      миром по критерию эффективности. А вот внутри страны вполне возмож-
      но и такое соревнование.
           На самом деле такую функцию выполняют и другие государства, но
      они защищают не всю экономику, а лишь некоторые, слабые по критерию
      эффективности, но важные предприятия. У нас слабы все.
           Возможно, это  произойдет  не  раньше, чем экспортеры все-таки
      доведут страну  до краха. Не знаю  даже, появится ли  оно (государ-
      ство), но государств другого типа, "интегрированных  в мировую эко-
      номику", на территории Восточной  Европы,  уж точно, никогда не бу-
      дет.

    Назад     Оглавление     Вперед
Hosted by uCoz